пятница, 13 сентября 2013 г.

История компании Nintendo

Если вас спросят, что общего между: Game&Watch, Nes, Snes, Virtual Boy, Nintendo64, GameBoy, Gamecube, DS и Wii? и вы не сможете ответить…. Значит вам срочно нужно читать этот блог!

Но для начала стоит подучить матчасть! Ссылки на эту статью в пылу ожесточенных сражений на полях холиваров приветствуются, так как данный материал может оказать решающую поддержку нашим грибным братьям.

Данный текст представляет первую половину истории Nintendo с самого начала, с 1889, и до 1975, вторую часть с историей по наши дни я выложу в течение месяца.

Итак, за всю историю индустрии видеоигр было известно единицы компаний-разработчиков игровых систем. Компании появлялись, и в отдельные периоды им сопутствовал успех, но потом многие из них теряли свои позиции по разным причинам и прекращали свое существование или же просто превращались в независимых издателей игр для платформ других компаний. Так случилось с Atari и с Sega. Однако есть одна, самая старая, компания, которая буквально собственноручно создала индустрию видеоигр и продолжает работать в ней и по сей день, и не просто работать, а добиваться в своем деле больших побед и успешно конкурировать с такими гигантами как Sony и Microsoft претендентами на лидерство в этой сфере бизнеса. Эта история о ветеране в индустрии видеоигр — компании Nintendo.

Свое дело



В 1889 японец Fusajiro Yamauchi (Фусадзиро Ямаучи) (он был пра-прадедушкой сегодняшнего владельца Nintendo) из Киото решает открыть свое дело и основывает компанию Nintendo Koppai (Слово Nintendo, составленное из трех японских символов kanji, можно перевести как «оставленное рукам неба» или «Небеса благославляют трудолюбие»). Компания начинает заниматься выпуском и продажей специальных игральных карт под названием "Hanafunda»(«ханафуда» в переводе цветочные карты). Все карты были ручной работы и изготовлены из коры тутового дерева или дерева mitsu-mata. Колода "Hanafunda» состояла из 48 карт, поделенных на 12 мастей, каждая из которых означала месяц года. Вместо номеров на картах были изображены особые символы: ветер, олень, луна или хризантема. Различные комбинации символов и мастей оценивались разным количеством очков. 

Самая популярная игра в карты "Hanafunda» заключалась в простом подборе совпадающих карт. Однако, количество комбинаций было очень велико, и простая на вид игра могла стать очень сложной. Поэтому игроки очень ценили её. Карты продавались в собственных магазинах компании в городах Киото и Осака, но наиболее популярными они стали в Киото. В других регионах Fusajiro продавал карты с другими символами, такими как мечи и горы. Изначально люди использовали карты "Hanafunda» лишь в домашних условиях. Поэтому продажа карт у Fusajiro шла не очень бойко. Фусадзиро Ямаучи занимался с самурайским спокойствием на протяжении 12 лет и постепенно карты становились очень популярной азартной игрой, и вскоре даже японская мафия Yakuza стала использовать их в своих играх с высокими ставками. Теперь профессиональные игроки желали начинать каждую партию с новой, нераспечатанной колоды карт, и у Fusajiro внезапно появились проблемы в удовлетворении спроса. В связи с этим ему пришлось набирать учеников для массового производства карт.

Крупный карточный бизнес


В 1907 году дела у Fusajiro идут в гору, и Nintendo становится лидером по выпуску обычных, европейских игральных карт, которые очень успешно продаются в Японии. Fusajiro понимает, что необходимо расширять сеть продаж, и заключает договор о продаже карт в магазинах компании Japan Tobacco и корпорации Salt Public Corporation.

В 1929 году Fusajiro оставляет компанию и на его место приходит Sekiryo Kaneda. Sekiryo женился на дочери Fusajiro - Tei и взял ее фамилию — Yamauchi. К этому году компания является уже самой крупной в Японии по производству игральных карт.

Sekiryo Yamauchi в 1933 году открывает совместное партнерское предприятие Yamauchi Nintendo & Co и переносит его штаб-квартиру в новое, построенное по соседству, здание. Однако развитию бизнеса помешали исторические обстоятельства. Милитаристская Япония была не самым лучшим местом для занятия бизнесом в сфере развлечений. Ничего значительного в истории компании в предвоенные и военные годы не произошло. Nintendo влачила свои дни в безвестности и безденежье.

Настоящая история Nintendo началась в 1947 году, была основана компания Marufuku Co. Ltd. Она занималась распространением новых карт Nintendo в западном стиле, таких как колоды для покера и pinochle. Два года спустя Hiroshi Yamauchi, продолжая дело своего деда Sekiryo, сменяет своего отца Shikanojo на посту президента. Сам Shikanojo исчез в неизвестном направлении, бросив жену Kimi и своего 5-летнего сына. Hiroshi знал, что служащие компании не желают видеть его во главе Nintendo, и свою работу он начинает с увольнения всех менеджеров и многих старых рабочих, чтобы быть уверенным, что никто не усомнится в его власти. Хирощи Ямаучи выстроил структуру бизнеса – в частности, консолидировал производство в Киото, основал дистрибьюторское подразделение. Название предприятия, ранее даже не имевшего англоязычного логотипа, и 1951 году в изменилось на прозападное Nintendo Playing Card Co.(Nintendo Karuta Co. Ltd. в Японии). В следующем году президент переносит штаб-квартиру Nintendo в новое здание на улице Takamatsu-cho и усиливает производственные мощности заводов в Киото для более эффективного производства карт.

В 1953 году компания усовершенствует производство и начинает продавать пластиковые карты. В 1959 году произошло и вовсе уникальное для азиатской компании событие: дзайбацу заключила лицензионное соглашение с Walt Disney Corp. и начала производство карт с изображениями Дональда Дака, Микки-Мауса и других персонажей американской поп-культуры. Несмотря на недовольство старшего поколения (в памяти которого были свежи воспоминания о Хиросиме и которое воспринимало символы американского масс-культа на детских игрушках неоднозначно), рынок переживал бум. Благодаря телевизионной раскрутке и мощной сети продаж через магазины по всей Японии, в этот же год продаётся не менее 600 тысяч колод этих карт.

Nintendo была на взлете и в 1962 году она выпустила акции, эмиссия которых была зарегистрирована на фондовой бирже в Осаке. Год спустя в 1963 году компания опять меняет свое название на свое теперешнее — Nintendo Co. Ltd., прекращает производство игральных карт и совершенно новые типы продукции появляются на свет. Примером этого может служить порционный рис мгновенного приготовления, который, к сожалению, стал провалом компании. Другим проектом Hiroshi стала таксомоторная компания "Daiya», которая процветала первое время. Однако после нескольких переговоров с могущественными профсоюзами таксистов, требовавших повышения зарплаты, ему пришлось закрыть Daiya.

«Игры»

В 1969 году Nintendo открывает отдел по изобретению и разработке игр, который так и назывался «Игры». Его офис расположили в только что отстроенном здании завода в городе Уджи (пригород Киото). Неутомимый Хироси Ямаучи решил обратиться к новейшим на тот момент технологиям. В 1970 году в игровых центрах по всему миру появилось Nintendo Beam Gun (Лучевое Оружие) – игровое устройство, использующее электронно-лучевые технологии, предшественник нынешнего Q-zar. Проект провалился из-за дороговизны конечного продукта.

В том же году новому сотруднику компании по имени Gunpei Yokoi было поручено «сделать что-нибудь хорошее» для рождественских распродаж, и на следующий день он представил начальству игрушку под названием The Ultrahand (Ультрарука), которая в итоге была продана в количестве 1,2 миллиона экземпляров. В этом же году Nintendo впервые в японской игровой промышленности применила электричество в игрушках.

После успеха Ultrahand Gunpei создал множество великолепных игрушек, таких как машина для дома, бросающая бейсбольные мячи, названная The Ultra Machine и маленький перископ под названием The Ultra Scope. Следующим изобретением от Gunpei был «любовный тестер», который стал очень популярным в Японии. Девушка и юноша, держащиеся за руки, должны были взяться свободной рукой за рукоятки внутри машины. После этого машина измеряла, сколько «любви» протекает между ними (на самом-то деле машина всего лишь измеряла сопротивление двух тел, с любовью и эмоциями не имеющее ничего общего). После успеха любовного тестера Gunpei Yokoi нанял Masayuki из компании Sharp. 


Вместе они начали работу над играми с Лучевым Оружием (Nintendo Beam Gun games), в которых использовались солнечные батареи фирмы Sharp. Они начали экспериментировать с маленькими солнечными батарейками, используемыми в качестве детекторов света, исходящего от светового пистолета. Gunpei и Masayuki стремились создать дешевый световой пистолет, который можно было бы продавать на потребительском рынке. В конце концов, эти игры, включающие световой пистолет и несколько мишеней (с солнечными батареями, прикрепленными к ним), были выложены на рынок и проданы в количестве более 1 миллиона копий (их розничная цена равнялась примерно четырем-пяти тысячам йен, что около 40—50$).


Теперь Nintendo было необходимо расширяться, чтобы полностью удовлетворять спрос потребителей. Поэтому Hiroshi выкупил несколько зданий по соседству со штаб-квартирой. Когда новое здание для штаб-квартиры было построено, старое здание было целиком отдано под завод Hanafunda (производство Hanafunda продолжалось в основном из-за ностальгии, потому как Nintendo с трудом могла продавать хотя бы немного производимых карт Hanafunda). Новое здание было больше по размерам, более современным и с повышенным уровнем безопасности.

В 1973 Yokoi рассказал Hiroshi Yamauchi о желании найти ещё какое-нибудь применение технологии игр с Лучевым Оружием. Затем Yokoi, недавно купивший ружье, пошел в тир (в то время это был очень популярный вид спорта в Японии) и, вернувшись, предложил Yamauchi использовать систему со световыми пистолетами для эмуляции стрельбы по глиняным тарелкам в тирах. Yamauchi выслушал и, подумав немного, создал прекрасное коммерческое воплощение идеи Yokoi. В 60-х боулинг был очень популярным видом спорта, однако к началу 70х множество залов для боулинга пустовало. Вот Yamauchi и решил использовать эти залы в качестве электронных тиров с эмулированными тарелками. Солнечные батареи использовались для определения попаданий. Так и родилась The Laser Clay Shooting System. Yokoi и Masayuki Uemura, работавшие над проектом, имели некоторые технические проблемы, однако с помощью Genyo Takeda они разрешились. Это было новый сотрудник Nintendo, ответивший на объявление в газете о поиске дизайнера игрушек.

Забавно, но факт, что на открытии первого лазерного тира Nintendo, куда было приглашено множество представителей прессы и телевидения, вся система разладилась и не работала. Но умный ход Takeda спас Nintendo на этот раз: прежде чем кто-либо заподозрил что-нибудь, он спрятался за ящиком, контролирующим запуск тарелок и счет. Оттуда он мог запускать тарелок и изменять счет вручную. Для всей аудитории создавалось впечатление, что система работает безотказно без малейшей проблемы. С тех пор Laser Clay Shooting System стала главным развлечением по вечерам в большинстве городов Японии.

Уже на следующий год был разработан новый вариант Лазерно-Глиняной стрельбы. The Wild Gunman (Дикий Стрелок) состоял из проекционной системы, использующей 16мм пленку с фильмом, на которой cтрелок появлялся на аллее, и игрок должен был выстрелить первым и застрелить его. Эта система экспортировалась в Европу и США. Однако, в это время начали проявляться последствия дефицита нефти 73го: японская экономика была в упадке, и люди просто не могли позволить себе тратить деньги на тиры Nintendo. Yamauchi отчаянно пытался найти новый продукт, который мог бы обеспечить прорыв в области развлечений.


В 1974-м Nintendo выпустила на рынок игровую систему с новой перспективной передачей изображения – фактически прототип всех современных игровых автоматов. Однако и этот проект терпит крах….

Продолжение в ближайшие дни, ждите!

Материал на основе старой статьи с сайта Nintendo.ru, которой уже, к сожалению, нет в публичном просмотре.

Комментариев нет: